муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
"Школа №118" городского округа Самара
(МБОУ Школа № 118 г.о. Самара).
443048, Самарская область,
г. Самара, п. Красная Глинка, 4 квартал, д.28
Email школы: school-118@mail.ru
Директор, секретарь - 8 (846) 973-92-37
Бухгалтерия - 8 (846) 973-94-51
Учительская - 8 (846) 973-95-55
Дошкольное отделение - 8(846) 200-92-37
 
 


Завод "Электрощит"

Своим возникновением Самарский завод "Электрощит" обязан первоначальному проекту сооружения Куйбышевского гидроузла в районе дачного посёлка Красная Глинка. В 1938 году здесь развернулось строительство.На площадке, среди лесов, вероятнее всего там, где сейчас находится здравпункт, метизный цех, под руководством старшего прораба Алексея Ивановича Трошкина в сжатые сроки построили три деревянных барака для временных механических мастерских. Им суждено было стать первыми "цехами" будущего завода.Из воспоминаний:-Вместе со строительством гидроузла в 1938 году родилась ремонтно-механическая база на Красной Глинке. Она размещалась в рубленых тесных деревянных бараках. Тяжёлый ручной труд лёг на плечи тех, кто изготавливал нестандартное оборудование. Ремонтировал технику для куйбышевских гидростроителей и предприятий города. Особенно тяжело было работать в кузнечном и литейном цехах. Здесь не приходилось говорить о вентиляции и грузоподъёмных кранах.Случилось несчастье. Сгорел кузнечный цех. От пожара удалось отстоять только кузнечные молоты. На второй день после пожара молоты работали под открытым небом, чтобы обеспечить поковками строителей.(Николай Фёдорович Дробах, бывший заместитель главного инженера).В 1939 году в мастерских изготовили землечерпательную машину, это был первый земснаряд, работавший на Куйбышевском гидроузле. Здесь ремонтировали строительную технику: бетономешалки, шлакодробилки, траспортёры, двигатели внутреннего сгорания.В сентябре 1940 года строительство Куйбышевского гидроузла по первому проекту законсервировали. Ремонтные мастерские передали Особстрою НКВД, и в его ведении они находились до 1943 года. Мастерские уже к этому времени превратились в так называемую Рембазу, которая занималась ремонтом механизмов для Особстроя: самоходных и прицепных катков, экскаваторов, самоходных кранов. Из воспоминаний:-Попал я на завод в 1943 году,- вспоминает токарь-расточник механосборочного цеха Александр Павлович Мезайс. - Механическая мастерская, где я работал, находилась на том месте, где сейчас стоит корпус метизного цеха. Под руководством старшего мастера Фёдора Михайловича Крысина мы участвовали в производстве бетономешалок, вагонеток. Лебёдок. Ремонтировали движки. Как выглядел завод в те годы? Инструментальный цех напоминал барак, кузница была деревянной, котельная маленькой. Там, где сейчас механосборочный цех, тянулся овраг.Проложенные шоссейные дороги, железобетонная ветка, линия электропередачи и выход к Волге создали условия для возникновения на Красной Глинке большого промышленного предприятия.
А когда-то в этих местах был непроходной лес. Здесь тайно собирались большевики, а в августе1916 года состоялась Самарская общегородская конференция Российской социал-демократической партии (большевиков).

Годы войны.

Переоценить значение Рембазы на этом этапе её существования невозможно. В условиях военного времени отремонтированные оборудование, механизмы направлялись на строительство или восстановление стратегически важных объектов. Наш посёлок являлся вспомогательным районом для строительства авиационных заводов в Куйбышеве.Первым начальником Рембазы был Н.М.Дмитриев, умерший в 1965 году. Главным инженером в ту пору работал М.И.Серебряков. Коллектив насчитывал 250 человек.Учитывая рост строительства и спрос на строительные механизмы, Управление материально-технического снабжения НКВД добилось реорганизации Рембазы в завод №4 УМТС НКВД-приказ НКВД СССР от 14 июля 1943 года. Эта дата и считается днём рождения завода на Красной Глинке. С этого времени рост, развитие и история посёлка слились воедино с историей завода. Многие труженики завода связали с ним свою жизнь. С момента образования предприятия и до пенсионного возраста здесь работали заместитель начальника ОТК В.М.Михайлов, начальник ЦМК В.А.Раков, начальник АХО З.В.Яблонская, электромонтёр И.С. Ефимченко и многие другие.В 1943 году завод по-прежнему ремонтировал оборудование, транспортные средства и начал выпускать новую продукцию: шахтные вагонетки, сотрясательные столы Вильфлея - обогатительное оборудования для промывки золота и другие изделия для нужд НКВД.
В годы войны посёлок Кранная Глинка жил тяжело. Здесь все трудились, не жалея сил и здоровья. Чтобы помочь Родине в разгроме фашистов. Заводчане уходили на фронт. А потом возвращались на Красную Глинку. А.И.Трошкина мобилизовали в сентябре 1941 года, а в мае 1945 года он был уже на заводе. Алексей Иванович работал здесь до пенсионного возраста. Защищали Родину на фронте, а потом служили заводу до тех пор. Пока были силы, В.К.Стародубцев, М.М.Дурмич, И.О.Мочальников.Вместе с заводом были созданы профсоюзная и партийная организация. В сороковых годах они насчитывали до сотни человек.

Послевоенная реконструкция.

В 1945 году завод №4 МВД СССР возглавил Евгений Михайлович Терещенко, работавший с 1937 года старшим прорабом строительства Куйбышевского гидроузла, начальником монтажных работ Особого строительства НКВД СССР. Несмотря на то .что даты образования завода и назначения Терещенко на должность его начальника не совпадают, в памяти завода Евгений Михайлович был и останется "первым директором". Это можно объяснить тем, что на протяжении 9 лет руководства Терещенко завод из мастерских превратился в промышленное предприятие, а красная Глинка стала обретать вид посёлка городского типа. Даже без учёта воспоминаний ветеранов завода. А судя только по скупым анкетным данным, можно утверждать, что Евгений Михайлович Терещенко был человеком незаурядным, талантливым.Главным инженером завода №4 МВД в то время был Василий Яковлевич Володченко, секретарём заводского партийного бюро- Николай Фёдорович Дробах.В 1946-1947 годах завод выпускал лесорамы ГГС_2, шахтные вагонетки, лебёдки шахтные и строительные, отопительные котлы Стреля, гидропрессы, печное литьё, замки дверные и специальные. Общее число работающих составляло чуть более тысячи человек.Первое кирпичное здание, построенное на заводе, - это здание литейного цеха. В строй действующих он вошёл в 1947году.
6 октября 1949 года по приказу НКВД СССР за №672 завод перешёл в ведение Главгидроволгодонстроя, а чуть позже был подчинён Главгидрострою. Предприятие перестраивалось на выпуск новой продукции для строительства Волго-донского канала и Цимлянской ГЭС.Коллектив завода завершил послевоенный пятилетний план за четыре года. В 1950 году завод выпускал понтоны пульповода, сварные трубы, сороудерживающие решётки. Магистральные задвижки пульповода. Впервые в это время на предприятии начали ремонт тракторов С-80.В 1945-1949 годах были построены кирпичные здании литейного цеха, модельного, механосборочного (ныне цех электродвигателей), заготовительного, центральной котельной, компрессорной. В старых деревянных зданиях времён 1938 года размещались цеха: сборочный, инструментальный, главного механика, их строительство планировалось в 1950 году.Жилой фонд и культурно-бытовые учреждения представляли собой постройки 1938-1940 годов в основном с печным отоплением без водопровода и канализации.